?

Log in

No account? Create an account

Гамлет. Постановка Николая Акимова. 1932 год. Характеры - Habla con ella

мар. 16, 2009

05:25 pm - Гамлет. Постановка Николая Акимова. 1932 год. Характеры

Previous Entry Поделиться Next Entry

николай акимов гамлет клавдий



Гамлет и Клавдий в спектакле Вахтанговского театра были ровесниками.
Гамлет был маленьким толстячком. Носил шкиперскую бородку и курил трубку. В сцене безумия появлялся с кастрюлей на голове, морковкой в руке и «хитреньких поросенком» на привязи.

Горюнов играет толстого веселого человечка с кривыми ногами, как будто сошедшего с картин голландского художника Питера Брейгеля.
(И. Березарк)

…некий плотный животно-темпераментный полнокровно-сангвинистический, очень земной и тяжеловесный «молодой человек» неизвестного столетия.
(А. Пиотровский)

Он весь земной, полнокровный, натурально существующий, а не эфемерное меланхолическое создание. Сама эпоха восстановлена во всей примитивной грубости, сочности, фривольности своих нравов.
(О. Литовский)

Клавдий был в общем не выше его ростом, но худеньким и тщедушным.

Симонов нашел тончайшие оттенки, начиная от внешности и кончая интонациями, для изображения ничтожного короля. Легкомыслие, трусость, фатовство тонко переплетаются в созданном образе с королевским величием и царственной фанаберией.
(О. Литовский)

Виртуозен Симонов (король), но ведь на его исполнении лежит печать той пенящейся легкой театральности, которая идет отнюдь не от Шекспира, а, наоборот, от «Принцессы Турандот».
(Б. Розенцвейг)

Чудесно дан тленом и гнилью тронутый дегенерат. … На тонких порочных ножках двигается этот изъеденный молью разврата циник в маске добродетели.
(И. Гроссман-Рощин)

николай акимов гамлет николай акимов клавдий николай акимов гертруда
Анатолий Горюнов — Гамлет; Рубен Симонов — Клавдий; Анна Орочко — Гертруда

николай акимов гертруда эскиз николай акимов гертруда орочко
Гертруда в акимовском спектакле годилась Клавдию в матери.

Гордая королева Анна Орочко. Она словно сошла с полотен испанских мастеров XVI века: копна рыжих волос, как огненное пятно, на фоне мрачных нависающих стен Эльсинора. (Рыжий парик — намек на Елизавету Английскую).
(М. Заболотняя)

Почтенная матрона, вяжущая чулок (помимо прочего похожая на властных героинь трагедий Лорки) и дрожащая над своим могуществом.
(И. Березарк)

…разве массивная жесткость, вероломство и свинцово-тяжелая чувственность Гертруды не превосходно намечены в игре т. Орочко? Я утверждаю: превосходно.
(И. Гроссман-Рощин)

николай акимов офелия эскиз николай акимов офелия эскиз
Офелия представала шпионкой и любовницей короля.

Веселая красавица, полногрудая Офелия.
(И. Березарк)

Офелия вовсе не дочь небес… земная она, лукавая и трезвая дочь лукавого царедворца — любовь ее целиком — от мира сего. …она здорово хлещет виски и говорит двусмысленности.
(И. Гроссман-Рощин)

Офелии… передано обязательство демонстрировать «разложение» нравов и вредность злоупотребления спиртными напитками. Напившись (видимо, с горя), она идет купаться и тонет. Офелия пьяница и дура.
(И. Аксенов)

николай акимов горацио
Горацио представлен «вечным студентом» и гуманистом-неудачником. Он единственный носит «плащ гуманиста» и внешне похож на карикатурного Эразма Роттердамского.

Нелепый Горацио, словно посторонний, открывал и закрывал спектакль, вызвав у многих недоумение поведением «вечного студента», человека «некстати», «невпопад».
(М. Заболотняя)

Неумелые шпики короля (Розенкранц и Гильденстерн) впервые появлялись в кабинете Гамлета. Рабски кланяясь, пятясь задом, по-мужицки бились они челом об пол, сообщая о приезде актеров в замок.
(М. Заболотняя)

николай акимов полоний эскиз николай акимов полоний щукин
Актер Щукин так говорил о своей роли:
Я почувствовал, что он не похож на того, каким его привыкли играть. Его (Акимова) Полоний был с длинной белой бородой, с усами, с каким-то относительным изяществом: в бархате, похожий на очень живописную птицу. Придворный — во всем чрезвычано, но по лицу видно — глуп. Акимов отошел от привычного Полония — хитреца, льстеца, этакой пронырливой лисы…

На одной из репетиций решили в шутку попробовать прочитать отрывок текста в манере известного режиссера (говорили, это был К. С. Станиславский или Вл. Немирович-Данченко). Оказалось, что интонация найдена.
(М. Заболотняя)

Полоний, в отличие от других персонажей, более традиционен. Щукин создает живую, почти натуралистическую фигуру придворного, только временами усложненную условными приемами турандотовской маски. Сочетание это проведено тонко и умело.
(И. Березарк)

николай акимов лаэрт эскиз
…франтоватый Лаэрт доведен в этом образе до карикатурной иронии…
(П. Марков)

Лаэрт у вахтанговцев — просто дурак.
(И. Аксенов)

PS. Эскизы нарисованы Николаем Акимовым, режиссером спектакля и прекрасным театральным художником («Гамлет» был его режиссерским дебютом). Высказывания принадлежат театральным критикам, в основном 1932 года))

Comments:

[User Picture]
From:voldemarych
Date:Март 16, 2009 02:42 pm
(Link)
Какая красота! Спасибо огромное!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:sophidion
Date:Март 16, 2009 02:54 pm
(Link)
рада! пожалуйста)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:cuttysark
Date:Март 17, 2009 08:17 pm
(Link)
забубённая офелия-коломбина мне понравилась.
а вот глядя на первую парочку гамлет/клавдий, я не могу понять почему гамлет не предъявлял те же претензии к самому себе, какие он предъявлял к клавдию, мол такой весь из себя отвратительный порочный тип
гамлет выглядит не лучше
так и вижу сцену, где он не на гертруду наезжает, а на самого себя перед зеркалом
и вообще, зарождается вопрос, а был ли гамлет-отец -- отцом гамлета?
может, гамлет увидел своё подозрительное сходство с клавдием и возненавидел гертруду за то, что он сын такого отвратительного типа, как клавдий?
— что скажете, ватсон?
— запутанная история, холмс.

(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:sophidion
Date:Март 18, 2009 09:23 am

рассудим)

(Link)
рассуждения перед зеркалом — это по-моему очень интересно и для «Гамлета» правдоподобно — там вообще много зеркал напрашивается
а кстати Клавдия и Гамлета делали ровесниками уже несколько режиссеров (может быть я знаю не всех — может быть даже «многие»)
и Гамлет, по мне, как посмотришь на него, довольно мерзкий тип)
только вот если они ровесники, то не проходит версия с отцовством)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:cuttysark
Date:Март 18, 2009 09:34 am
(Link)
о да,
тогда
расцветает буйный цветом версия соперничества [за корону] и ревности к матери
ведь гертруда берёт в мужья того, кто ей буквально в сыновья годится.
а мотиву оспаривания офелии здесь неоткуда взяться? (я текст уже не помню)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:sophidion
Date:Март 19, 2009 02:12 pm
(Link)
дадада, ревности и соперничества за корону — безусловно
этот мотив и расцветает у режиссеров, когда они берут версию с ровесниками
вот например Гамлет 1932 года — это пьеса о борьбе за власть, за трон
а про Офелию я думаю, что там в тексте есть намеки на приближенность ее к Клавдию (про солнце)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:cuttysark
Date:Март 18, 2009 09:36 am
(Link)
вообще, вся эта "игра в гамлета" вылитая игра в "дочки-матери" для взрослых
очень увлекательно
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:cuttysark
Date:Март 18, 2009 09:44 am
(Link)
а вот же, это же ты мне писала про трактовку "клавдий -- папа гамлета"!
а у меня ещё вертится версия, что гамлет-отец не умирал,
но тогда непонятна причина безумия гамлета.
или ещё:
гамлет-отец умер, но брата у него никогда не было!
(может, даже гамлет сын сам убил отца), и сам стал королём
а во всех сценах с клавдием гамлет говорит за двоих: за себя и за клавдия
(в общем, это наверное апофеоз безумия)

а вообще безумным гамлета представляли в тех спектаклях, фотографии которых ты запостила?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:sophidion
Date:Март 19, 2009 02:18 pm
(Link)
да, это очень интересная версия (что сам с собой беседует)
а безумным — нередко трактуют, что он все же притворяется и разыгрывает (так, кстати, и в тексте, об этом он говорит Гертруде)
в спектакле 32-го он разыгрывал все и всех — он подделывал «призрака», сам играя его
там даже не было откуда взяться, что Клавдий убил его папу — он, видимо, это выдумывал как клевету (или версию событий)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:cuttysark
Date:Март 19, 2009 02:26 pm
(Link)
клевета на короля за убийство предыдущего короля в сталинские годы -- это любопытно
маккевиализм гамлета
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:sophidion
Date:Март 19, 2009 02:42 pm
(Link)
вот ты молодец — в самую точку! именно учеником Маккиавели и называла этого Гамлета критика!
и, кстати, это был последний «Гамлет» до неофициального запрета, поступившего от Сталина
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:cuttysark
Date:Март 19, 2009 02:29 pm
(Link)
сам с собою
сидит в своей скорлупе грецкого ореха, разыгрывая драму (все персонажи -- его марионетки), и мнит себя королём вселенной
место действия: воображение принца
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:sophidion
Date:Март 19, 2009 02:44 pm
(Link)
а это у тебя получился чистый Гордон Крэг, который ставил Гамлета со Станиславским во МХАТе в 1911 году! просто блеск!
в его версии как раз Гамлет был один на один с космосом и (не)бытием вокруг, а все персонажи были его выдумкой и тенями
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:cuttysark
Date:Март 19, 2009 02:54 pm
(Link)
эта версия мне больше нравится, чем всякие политические мотивации
вопрос: было ли интересно смотреть ту постановку?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:sophidion
Date:Март 19, 2009 03:01 pm
(Link)
вот об этом не знаю, не разбиралась с ее историей еще
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:sophidion
Date:Март 19, 2009 02:56 pm
(Link)
вот то, что «место действия: воображение принца» — именно это и было у Крэг, как я понимаю
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:cuttysark
Date:Март 19, 2009 03:00 pm
(Link)
а мне кажется или нет?
была ли где-то "женская" версия гамлета, где история показана со стороны офелии и/или гертруды
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:sophidion
Date:Март 19, 2009 03:06 pm
(Link)
постановку не припоминаю — было бы интересно узнать
а женские высказывания на эту тему — вспоминаются Ахматова, Цветаева и феминистическая филолог Каролин Хейлбрун, которая в 1957 году прославилась эссе "Характер мамы Гамлета" — это была апология Гертруды
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:sophidion
Date:Март 19, 2009 03:07 pm
(Link)
ну и плюс — интересная тема: зачем режиссерам требовались женщины на роль Гамлета
было несколько попыток или намерений
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:cuttysark
Date:Март 24, 2009 02:56 pm
(Link)
вообще это интересно, да
например, сарра бернар, она, кажется, играла гамлета?
это была сильная женщина? у меня она очень сильно связана с екатериной(?) степановой, которая, кажется, играла её в каком-то телеспектакле
к чему это я? к тому, что, возможно режиссёры приглашали на роль гамлета сильных женщин
в то время, как есть трактовка, что сам гамлет -- слабый мужчина: бежит от возлюбленной, нерешительный, не борется за власть
т.е. получается сильная женщина = слабому мужчине? (глупость?)

кстати, о каком бездействии гамлета может идти речь, если именно он закрутил всю эту чехарду? да так, что его аж в ссылку отправили?
""Говорит тогда Клавдий Полонию:
Надо принца отправить в колонию!
Что-то Гамлета сильно заносит,
Может быть, он от армии косит?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:oleg_devyatkin
Date:Август 27, 2012 11:19 am
(Link)
Уважаемая, sophidion!

Вы, кажется, имеете доступ к библиотеке. Не могли бы Вы скопировать еще несколько сцен из спектакля Акимова, которые он привел в сборнике статей «Наша работа над классиками». Л., 1936, с. 125—167.

Я помню, там есть сцена с Призраком - Горацио с помощью завывания в горшок изображает призрака.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:sevensayt
Date:Июнь 26, 2014 11:24 am
(Link)
Вот бы посмотреть))
Спасибо!
(Ответить) (Thread)